13 марта 2017 02:03
Количество просмотров: 262
13 марта в Большом зале Саратовской консерватории состоялся творческий вечер заслуженного артиста России, профессора, заведующего кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов консерватории, заведующего цикловой комиссией оркестровых духовых и ударных инструментов колледжа искусств Юрия Скворцова, посвящённый 70-летию со дня рождения и 50-летию исполнительской и педагогической деятельности.
Юбиляра пришли поздравить заместитель министра культуры Саратовской области В.А.Баркетов, ректор Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова А.Г. Занорин, директор Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке Е.Е Ченченко, народный артист РСФСР, художественный руководитель и главный дирижер Саратовского академического театра оперы и балета Ю.Л. Кочнев. Были гости из других регионов – много тёплых слов в адрес юбиляра сказала проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории, профессор, Л.В. Саввина.
Многие выдающиеся деятели искусств России – исполнители, дирижёры, преподаватели вузов прислали поздравительные телеграммы, выразив благодарность и восхищение творчеством Юрия Скворцова.
Вечер преподнес слушателям немало сюрпризов. Впервые в Саратове прозвучали Концерт для трубы, фагота и камерного оркестра П. Хиндемита и Секстет для духовых инструментов Ф. Пуленка. Исполнение «Тарантеллы» Л. Мильде Юрий Иванович посвятил памяти своих педагогов. Не обошлось и без музыкальной шутки. «Пьесу “Старый ворчун” я играю всю сознательную жизнь, и каждый раз по-разному, – поделился Юрий Иванович. – Будучи молодым исполнителем, я всегда пытался представить себе этот образ, но в 20-30, даже в 45 лет это довольно сложно сделать. Теперь у меня всё совпало». Действительно, пьеса, с эффектными исполнительскими приемами и легким юмором, вызвала бурную реакцию слушателей.
В заключение Творческого вечера прозвучало собственное произведение юбиляра – Соло для фагота и оркестра. Эта музыка – своеобразный диалог чуткой творческой натуры свободного художника и общества, которое не понимает его. Темы-идеи фагота подхватываются оркестрантами либо с опозданием, либо с попыткой «задушить» одинокий голос. В финале фагот почти не слышно, он звучит тише оркестрантов. Юрий Иванович рассказал, что в этом и состоит основная мысль: «Высказывания гениев чаще всего понимают с опозданием, а иногда не понимают вовсе».
Интересна история создания этой пьесы. Когда-то в саратовской филармонии существовал абонемент «Играют солисты оркестра». В одном из таких концертов Ю.И. Скворцов хотел исполнить произведения саратовских композиторов, но в ответ услышал категоричное «Нет!». «Мне просто обидно стало за саратовских композиторов, – рассказал музыкант. – Я не мог понять, почему нет, тем более что сам довольно много играл и А. Бренинга, и О. Моралёва. В голове моментально созрел план. Сказал, что буду играть Аккера, а сам готовил собственную пьесу. К этому времени у меня уже были наброски, а случай подтолкнул закончить произведение и сделать оркестровку». Под именем Д. Аккера пьеса звучала в течение двух лет.
Большой зал консерватории был заполнен поклонниками творчества юбиляра, друзьями, коллегами, студентами... Публику поразила великолепная исполнительская форма Юрия Скворцова, который участвовал во всех концертных номерах вечера, продемонстрировав блестящее мастерство и глубину постижения образного и эмоционального строя произведений.
В программе юбилейного вечера приняли участие Симфонический оркестр СГК им. Л.В. Собинова (художественный руководитель и дирижер, заслуженный артист РФ, профессор Сергей Нестеров), духовой оркестр колледжа искусств (руководитель и дирижёр Александр Зубков); известные саратовские музыканты Лев Шугом (фортепиано), Владимир Скляренко (гобой), Ольга Скрипинская (флейта), Альберт Рысаев (кларнет), Валентин Статник (валторна), Александр Даниленко (труба).
Перед концертом Юрий Скворцов представил публике две недавно вышедшие книги: сборник стихов «Дорожить любовью – это...» и сборник статей о любимом инструменте «Фагот – моё вдохновение». Литература – вторая страсть музыканта. По собственному признанию автора, стихи он пишет со школьной скамьи, а сборник вполне можно назвать ретроспективой – в него вошли произведения, написанные в период от юношества до наших дней. Помимо презентаций в фойе Большого зала была развёрнута экспозиция, посвящённая творческому пути юбиляра.